Канонизация подготовки

Выступление выступлению рознь. Это важно обозначить с самого начала, так как разговор будет идти о подготовке к выступлению. И хотя я могу назвать себя апологетом ответственного отношения, но при этом отчетливо понимаю, что не к каждому выступлению нужно продолжительно и системно готовиться.

Если вы выступаете на хорошо знакомую тему, с которой уже не раз выступали, процесс подготовки будет минимальным. Если тема знакома, вы с ней уже выступали, но в этот раз производите идейную перегруппировку, добавляете новые детали – достаточно будет составить план и проговорить несколько раз вслух новые моменты.

Я думаю, суть ясна: готовиться с полной выкладкой нужно к новым речам и выступлениям высокой степени важности. Системой подготовке к ним мы и займёмся в этой статье. Помимо того, знакомство с системой поможет вам более качественно проводить даже небольшую подготовку, выборочно используя нужные этапы.

Предлагаемая система придумана не мной. Это античный канон, который был в небольшой степени доработан разными учителями (скажем, его приводит Ирина Лешутина в своей замечательной книге «Риторика»), в том числе был он дополнен и вашим покорным слугой. Когда-то канон состоял из пяти этапов, я предложу вариант из семи. Наполнение этапов во многом пересмотрено, уточнено, так как изменился мир, появились новые технологии, поменялось восприятие. Хотя конструкция в целом своей актуальности нисколько не утратила. Ради бережного отношения к традициям, я буду использовать латинские названия в обозначении этапов, предлагая одновременно расшифровку названия.

Этап 1. Inventio. Изобретение. Когда мы только узнали о необходимости выступать, у нас ещё нет никакого плана, набора идей, которые нужно осветить. Значит, необходимо эти идеи найти. Начать желательно с анализа целевой аудитории, тогда дальнейший поиск станет более направленным. А затем перейти к генерации. Возьмите чистый лист, выпишите несколько идей, связанных с темой речи, отойдите на время, потом снова вернитесь, дополните ещё несколькими идеями. Продолжайте в том же духе. Можете проконсультироваться с опытными коллегами, с будущими слушателями (о чём они хотят услышать)... Несколько дней посвятите этому процессу. В течение отведённого на сбор идей времени не надо готовить ничего другого – пока вы только генерируете россыпь мыслей. Кстати, выписывать идеи лучше хаотично, пока не старайтесь их систематизировать. Можно только самые важные из них выделить цветами. Попытка сразу всё структурировать может ограничить видение и обеднить поиск. Не спешите игнорировать идеи, которые кажутся не очень уместными: записывайте всё, чтобы потом оценить свежим взглядом.

Этап 2. Dispositio. Расположение. На этом этапе мы начинаем составлять план речи, отбирать и компоновать идеи. Какие-то будут оставлены, от каких-то придётся отказаться. Сперва придумывается общий план, затем – он обрастает подробностями. Очень важно увидеть конструкцию выступления, чтобы внутренним взглядом вы могли окинуть всю речь. Поэтому не стоит писать текст или, по крайней мере, не нужно делать это сразу. Составьте последовательность кратко сформулированных тезисов: пусть длина их будет от одного до пяти слов. В случае подготовки к слайдовой презентации, уже можно начинать изготовление слайдов, хотя можно и отложить до следующего этапа. Обычно ораторы кидаются делать слайды сразу, а потом приходится возвращаться к переработке, внесению упущенных мыслей. Поэтапный подход минимизирует ошибки и упростит работу.

Этап 3. Elocutio. Красноречие. Речь, которая содержит одну информацию и цифры, будет восприниматься сухо. Поэтому настало время придумать красивые формулировки, выразить некоторые мысли с помощью эффектных риторических фигур, сочинить впечатляющую преамбулу, подобрать выразительные аналогии, зажигательные шутки, философские мысли – словом, все, что превращает сухую снотворную речь в образную: вовлекающую и завораживающую. На этом же этапе можно определиться, где и по какому поводу вы будете задавать публике вопросы, усиливая общение интерактивом. От украшения зависит магнетизм вашей речи, им нельзя пренебречь. И если вы хотите написать текст выступления, то писать его на данном этапе будет правильнее всего. А ещё настала пора проанализировать возможные вопросы из зала и найти самые лучшие ответы, в особенности на сложные вопросы, ожидаемые вами с высокой степенью вероятности.

Этап 4. Memorio. Запоминание. В Древней Греции покровительницей ораторского искусства считалась богиня памяти Мнемозина, в общем, ей приходилось работать сразу на два фронта. Ещё первые ораторы поняли: не запомнив речь, не произнесешь её хорошо. Поэтому, когда речь уже готова, пора переходить к запопинанию, заучиванию идейной последовательности и важных слов, мыслей, формулировок. Какими способами? Да любыми удобными! Кому-то удобно просто прогнать в голове несколько раз идейный план. Кто-то использует специальные мнемотехники. Кто-то ещё на этапе составления плана рисует удобные для запоминания интеллект-карты. Важно здесь следующее: общий идейный план нужно держать в голове. Его нужно помнить, даже если вы имеете прекрасно подготовленные слайды. Иначе есть риск превратиться в бесплатное говорящее приложение к собственной слайдовой презентации, в то время как слайды должны быть дополнением к выступлению, лидирует на котором оратор.

Этап 5. Repetitio. Этого этапа не было в античном каноне. Для старинных ораторов он органично входил в предыдущий: repetitio est mater studiōrum, т.е. повторенье – мать ученья. Сегодня же его стоит обозначить отдельно. Во-первых, сегодняшние смысловые оттенки слова репетиция не ведут нас к одному повторению, скорее, это для нас вживание в речь, как актёр вживается в роль. Во-вторых, потому что речь просто необходимо несколько раз проговорить вслух, а многие это настойчиво игнорируют. В-третьих, в силу появления таких средств, которые мы не можем обойти стороной – они существенно повышают эффективность подготовки. Я имею в виду средства аудио и видеозаписи. Достаточно произнести речь перед видеокамерой, просмотреть видео – и мы сразу найдём ряд областей развития. Полезно записать себя и на диктофон, чтобы проверить такие параметры как темп речи, наличие пауз, тембр голоса. Впрочем, это можно сделать, закрыв глаза при просмотре видео, тогда видеоряд не будет отвлекать от восприятия звука.

Этап 6. Actio hypocrisis. Выступление, актёрское исполнение речи. Изначально это пятый, финальный этап античного канона. Он сообщает нам: любая подготовка рано или поздно заканчивается, пора осуществить то, ради чего мы проходили через все предыдущие этапы – выйти на сцену и выступить, как бы удивительно это ни звучало. Античным ораторам этап напоминал, что само выступление требует демонстративного поведения, активного применения способов воздействия на публику (hypocrites – актёр). В современном мире мы продолжаем помнить об этом и во время репетирования, и во время наработки ораторских навыков впрок, чем занимаемся на тренингах, и в процессе произнесения речи. А также сегодняшнему оратору нельзя забывать о проверке готовности сцены: следует проверить наличие и работоспособность всего необходимого оборудования и правильность расположения его на сцене (расположение флипчарта, стола, подключение проводов, загрузка слайдов, наличие микрофона, кликера, воды и других веселящих напитков – шутка!). Так что подготовка здесь тоже есть.

Этап 7. Reflexio. Анализ выступления. Этап был предложен Ириной Лешутиной в упомянутой выше книге. Предложение чрезвычайно полезное и вполне закономерное. Принцип «выступил – и забыл» подходит только в том случае, если больше никогда выступать вы уже не собираетесь. Если же вы планируете продолжать ораторскую деятельность, то вполне логично проанализировать выступление, отметить его сильные стороны, выявить области ближайшего развития и к следующему разу проделать работу над ошибками. Анализ этот можно осуществлять не только самостоятельно, а побеседовав со слушателями, мнению которых вы доверяете, с экспертами и, конечно же, просмотрев видеозапись выступления, поэтому заранее стоит позаботиться о её изготовлении. Так мы переводим подготовку к текущему выступлению в подготовку к будущему, делая процесс развития непрерывным.

Количество этапов и набор задач подсказывает нам, что к выступлению нужно готовиться заранее. Желательно выполнить все работы так, чтобы у вас ещё был день на отдых. Изможденный бесконечной изнурительной подготовкой оратор вряд ли сможет хорошо выступить.

Следует помнить также, что подготовка включает общение с организаторами, когда таковые имеются, на предмет предоставления всего необходимого оборудования, фотографий зала, в случае незнакомого помещения и невозможности посетить его заранее. Лично я не могу настроиться на выступление должным образом, если не увижу помещение, в котором буду выступать. Как тренер знаю, что это не только моя особенность. И последняя рекомендация из личного опыта подготовки: если вы используете маркеры, позаботьтесь заранее, чтобы при себе у вас был собственный свежий комплект – так куда надежнее.

Внимание!

В настоящий момент тренинги и занятия в режиме офлайн не проводятся.

Возвращение в офлайн-режим ожидается не ранее второго квартала 2021 года.

Вся информация об онлайн-мероприятиях здесь:

    Онлайн    

Задать вопросы или записаться на тренинг

Открытые мастер-классы

Записывайтесь к нам на открытый мастер-класс и вместе мы отправимся в увлекательное путешествие по миру слов, смыслов, взаимопонимания и влияния. Пройдём сквозь лабиринт потрясающих игр и упражнений, которые помогут Вам открыть в себе новые грани, удивиться собственным возможностям, стать сильнее!

Узнать больше
  • Онлайн | Пробное занятие Вам - слово!
    Открытый урок риторики и ораторского искусства

    2 часа, пятница
    26.02.21
    19:30
  • 2 часа, вечер пятницы Говори - красиво!
    Открытый урок развития голоса и речевой техники
    27.03.20
    19:30
  • 2 часа, вечер пятницы Выступай - легко!
    Мастер-класс риторики и ораторского искусства
    20.03.20
    19:30