Актёрское мастерство в аренале оратора. Артист на сцене театра жизни.

Скучающая сонная публика – страшный сон для оратора. К сожалению, этот сон часто становится явью. И тогда у выступающего есть лишь один путь, чтобы прогнать жуткое наваждение. И путь этот – включить зал!
 

Холодная аудитория

Актёры, музыканты, лекторы, учителя, тренеры, политики – все, кто выступает на аудитории, знает  по собственному опыту – редко улыбается удача выступить на идеальной, разогретой кем-то до тебя публике. В основном, выходя на сцену, мы имеем дело с эмоционально не включённой аудиторией. И разогревать её приходится самому.

Не разогретый зал едва ли готов будет принять от Вас информацию, воспользоваться Вашим советом. Уж лучше и не начинать выступать, до тех пор, пока Вы не включили эмоции у своих слушателей. Иначе потратите время впустую и получите массу негативных впечатлений, из-за которых в следующий раз не захочется идти на сцену. Да и в процессе выступления нужно постоянно подогревать эмоциональный интерес зала.

Надо сказать, что актёрам, певцам, юмористам в этом плане гораздо проще. К ним зрители уже приходят в несколько приподнятом настроении, ожидая чуда или уж, по крайней мере, приятного провождения времени. Далее у них всё тоже обстоит проще – спектакль или юмореска написаны авторами так, чтобы эмоциональный интерес аудитории поддерживался автоматически. Музыка же вообще обладает термоядерным подогревом. Поэтому она также активно используется и в театре, и в юмористических шоу.

Итак, в театрально концертной среде слушатели приходят уже с некоторым эмоциональным включением. И даже там аудиторию греют. Посмотрите, как начинает свои выступления Задорнов или Жванецкий, послушайте, какими песнями открывается любой концерт – и Вы точно поймёте: публику настраивают, разогревают, эмоционально тормошат. А кто приходит в приподнятом настроении на лекцию или презентацию? Такое случается крайне редко. Чаще – публика приходит к оратору с нулевыми эмоциями или даже с уходом в небольшой минус: мол, давай, поговори мне тут, послушаю я, что ты болтать будешь… И выступающему приходится прикладывать всё своё ораторское мастерство, лишь бы вывести зал в активное эмоциональное состояние, а уже потом продвигать свои идеи.
 

Как стать душой компании?

Наверняка, любой человек сталкивался хоть раз в жизни с компанейским заводилой. Это люди, которые умеют создать «эмоциональную пену», буквально, из ничего. Оказавшись за столом, «душа компании» целый вечер балагурит – бравурно, пафосно, активно: болтает о философии, о забавных пустяках, смешных историях, морали и житейских истинах. А люди слушают его. Кто – с удовольствием, кто – с раздражением, а кто – и с завистью. Впрочем, чаще – с удовольствием. Глядя на «душу компании» никогда не подумаешь, что этот весельчак на вечных батарейках может иметь какие-то проблемы с ораторским мастерством… Может!

Неискушённые в риторике и ораторском искусстве слушатели склонны сожалеть, что сами не родились под той же счастливой звездой. Их можно понять. Они интуитивно чувствуют: эмоционально включить зал такому человеку – плёвое дело. И потому сами мечтают в тоске о том, как стать душой компании? Однако в этом оправданном порыве они упускают важную деталь: «душа компании» умеет развлекать, а оратору нужно ещё информировать, устанавливать доверительные отношения, побуждать к действиям. А во всём этом балагуры не слишком искусны. Особенно, если им нужно структурно донести информацию. Такая задача «душе компании» часто не под силу без специальной тренировки. И не имея определённых оттренированных навыков, оратор-эмотивист может оставить у зала чувство информационного вакуума, зря потраченного времени.

И всё же у подобных артистичных ораторов – королей застолья – есть чему поучиться. Они эмоционально открыты, позитивны, интуитивно владеют жанром сторителлинга, говорят на высокой энергетике, с огоньком. Так что развивать свой артистизм в том же направлении будет полезно каждому, кто решил штурмовать крепости ораторского искусства и риторики.
 

Так чем же можно включить зал?

Проще всего включить зал собственной эмоциональностью, как делает это «душа компании». Но ведь не каждому дано родиться артистичной натурой. В этом случае есть другие подходы.

  • Громкий голос. Прекрасно активизирует сознание зала. Поэтому, изучающему ораторское искусство, обязательно требуется заниматься постановкой голоса.
  • Энергетика. Общая активность – жестикуляция, зрительный контакт, перемещения по сцене, выделение голосом ключевых слов и т.п. – служит прекрасным инструментом для включения зала. Энергетику же под силу поднять каждому человеку вне зависимости от врождённых данных.
  • Истории. Даже небольшие истории, имеющие хотя бы косвенное отношение к теме ораторского выступления, способны существенно поднять настроение слушателей.
  • Общая атмосфера. Яркое оформление зала, фоновая музыка замечательно настраивают людей на слушание.
  • Юмор. Анекдоты, шутки, афоризмы – всё это волшебным образом повышает эмоциональный фон аудитории. А если учесть тот факт, что в нашей стране любят юмористов, которые умеют шутить с прохладным, а то и с каменным выражением лица – то невысокая эмоциональность выступающего будет здесь только на пользу.
     


Где можно повысить свой артистизм?

Часто люди, в порыве стремления к наработке высокого артистизма отправляются на курсы актёрского мастерства. Это не совсем правильно. Актёрские подмостки и ораторская трибуна – дети разных муз. На сцене актёру нужно соответствовать заданному образу, чётко следовать логике реакций на различные ситуации, предложенные автором пьесы и… ни в коем случае не контактировать с залом. В последнее время, правда, появляется много театров, в которых «правило четвёртой стены» нарушается. В интерактивном представлении возможен даже физический контакт с представителями зала. Но и там он перемежается участками отстранённого действия. Но в ораторском искусстве – быть отстранённым недопустимо. Если оратор говорит отстранённо, значит ему не хватает ораторского мастерства для включения зала.

Вот почему артистизм лучше развивать именно на тренинге риторики и ораторского искусства. В «Академии РитОрИс» это можно сделать на курсе «Выступай – легко!» Причём с этой целью рекомендуется посетить первый уровень курса. Ну а для желающих ещё глубже вникнуть в различные способы эмоциональной поддержки слушателей рекомендуется тренинг актёрского мастерства для оратора «Школа образа». А также тренинг острословия и юмора «Больше так шути!»

Ближайшие вечерние открытые уроки:

29.09, пт., 19.30

Риторика и ораторское искусство


Узнать подробнее и записаться

22.09, пт., 19.30

Развитие голоса и техника речи


Узнать подробнее и записаться

 

Вы можете задать любые вопросы:
(Ваши данные останутся строго конфиденциальными)

 

Код проверки

Отправляя нам свои данные, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности