Фигуры риторики

Любой оратор стремится, чтобы слово его как можно глубже проникло в душу каждого слушателя. Есть много приёмов, помогающих сделать свою речь более доходчивой. И среди них особое место занимают фигуры риторики.

Риторические фигуры – группа стилистических приёмов определённого построения мыслей и слов в речи оратора, с помощью которых можно сделать речь более эффектной и действенной без привнесения в неё дополнительной информации. В общем, это своего рода волшебная палочка, наделяющая обычные слова силой экспрессии, изначально в них не заложенной.

Фигур риторики существует великое множество. И, конечно же, полезно знать и уметь применять их все. Однако есть особенно излюбленные ораторами фигуры, без которых уж никак не обойтись. В этой статье мы рассмотрим три из них.

Риторический вопрос

Ещё в античные времена владение оратора искусством риторического вопроса считалось неотъемлемым качеством ораторского профессионализма.

Отличительной чертой риторического вопроса является присутствующее в нём утверждение. («Быть или не быть?» не является риторическим вопросом, как многие думают, а, скорее, относится к категории философских вопросов из серии: «Какова цель жизни?», «Что ждёт нас после смерти?» и т.п.) Настоящие риторические вопросы могут звучать, например, так:

– Что может быть важнее для человека, чем умение любить?
– Свобода – не это ли основа равноправия в обществе?
– Как же радостны для большинства из нас воспоминания о детстве, не так ли?

Риторический вопрос используется для общего привлечения внимания, для активизации внимания на теме, а также с целью украшения своей речи.

Важно помнить, что в отличие от закрытых и открытых вопросов, риторический вопрос не предполагает ответов из зала. Задаёт вопрос и отвечает на него сам оратор. Поэтому открытые и закрытые вопросы нам также важно задавать слушателям. Они помогают получить информацию, дают нам обратную связь от публики и просто уплотняют контакт.

Но всё же риторический вопрос останется королём риторики до тех пор, пока существует эта наука.

Анафора

Одним из наиболее простых способов сделать мысль более яркой, заметной является анафора – риторический приём, относящийся к группе приёмов повтора, в котором мысль раскладывается на ряд приблизительно одинаковых отрезков, и каждый из этих отрезков начинается повторением ключевой идеи. Выглядит это так:

Хотите изучить риторику – читайте книги. Хотите изучить риторику – посещайте тренинги. Хотите изучить риторику – тренируйтесь самостоятельно. Хотите изучить риторику – прекращайте хотеть! И начинайте изучать риторику.

Анафора обладает магическим свойством превращать даже бытовые образы в возвеличивающие их словесные монументы:

Кухарка – вот, кто вас кормит, кухарка – вот, на ком держится мощь страны, кухарка – вот, кто, по-настоящему, управляет государством, кухарка – не это ли звучит гордо?!

Перебарщивать с анафорами нельзя. Они, как вы уже и сами заметили, звучат несколько плакатно. Зато в кульминационных моментах речи, в качестве эффектного финала, воодушевляющего призыва:

Анафора – повысит убедительность ваших слов, анафора – придаст вашей мысли отточенность, анафора – станет вашим другом на пути к ораторскому успеху: вот как много может сделать для Вас – анафора!

Триада

«Veni! Vidi! Vici!» («Пришёл! Увидел! Победил!» – оригинал, конечно, изящнее перевода) . Так изрёк Гай Юлий Цезарь. И его слова впрямь звучат победно. «Виной» тому триада – риторический приём выражения мысли через три слова, словосочетания, фразы.

Бесчисленное количество триад живёт в нашей памяти ещё со времён советских лозунгов.

– Землю – крестьянам! Фабрики – рабочим! Власть – советам!
– Партия – ум, честь и совесть нашей эпохи!
– Учиться, учиться и ещё раз – учиться!

Используется триада с древних времён. Скажем, триадами полна библия (в которой вообще очень много разнообразных фигур риторики):

– Вначале было слово, и слово было у Бога, и слово было – Бог (тут ещё и анафора).
– Отец, Сын, Святой Дух.
«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей; ибо все, что в мире: (1) похоть плоти, (2) похоть очей и (3) гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. (1) И мир проходит, (2) и похоть его, (3) а исполняющий волю Божию пребывает вовек».

В поэзии нередки употребления триад:

– (1) Не домой, (2) не на суп, (3) а к любимой в гости, две морковинки несу за зелёный хвостик. (В. Маяковский, «Хорошо»).
– Признаю свою вину: (1) меру, (2) степень, (3) глубину и прошу меня направить на текущую войну. Нет войны – я всё приму: (1) ссылку, (2) каторгу, (3) тюрьму. Но, желательно, – в июле и, желательно, – в Крыму (завершается диадой с неточной анафорой). (Л. Филатов, «Про Федота Стрельца»).

Тренируйтесь составлять свои триады на разные темы:

Тренируйтесь, тренируйтесь, тренируйтесь!
Триады: из слов, из словосочетаний, из фраз!
Учитесь говорить триадами, старайтесь мыслить триадами, приучайте себя жить триадами!

Конечно, помимо триад развивайте навык употребления любых риторических фигур. А ещё помните о том, что фигуры риторики эффектно усиливают друг друга:

Триада и риторический вопрос – что может лучше сочетаться?
Триада и анафора – что может лучше взаимодействовать?
Триада и любые фигуры риторики – разве не это лучший способ украсить Вашу речь?

Желаю приятных, интересных, радостных (заметили триаду?) тренировок и воодушевляющих результатов!