Чем ораторы занимаются в лифте?

Ответ на этот вопрос проще простого – в основном, ораторы в лифте ездят, как и все нормальные люди. Но не всегда и не везде.

В Америке, во второй половине XX века, начинающие предприниматели выработали новую стратегию: они отлавливали толстосумов потенциальных инвесторов, имевших обыкновение кататься туда-сюда на лифтах по небоскрёбам, и набрасывались на них с рассказами о своих перспективных далекоидущих прожектах. Задача была почти эротичная: уединиться с потенциальным инвестором в лифте и настолько удовлетворить его движениями собственного языка, чтобы тот охотно выложил на ваш будущий бизнес кругленькую сумму, способную составить крепкую основу начального капитала. Причём действовать нужно было стремительно: поездка в лифте продолжалась в среднем от 30 до 60 секунд. Сказать за это время удавалось всего лишь 100 – 150 слов. Так появился новый, очень непростой жанр: презентация для лифта, elevator speech или elevator pitch (последнее название особенно ярко отражает напористый характер этого жанра).

Увы, использовать лифты не по назначению в России привыкли. Однако набор задач однообразен и далёк от амбициозных намерений американских бизнесменов. Зато жанр elevator speech прижился и на нашей почве. Правда, стал этакой презентацией для лифта без лифта (вроде короля без королевства). Его стали трактовать в широком смысле: как короткую презентацию своих товаров, услуг, идей и т.п. Презентацию, которая укладывается в те же временные рамки 30-60 секунд. И где бы не проходил этот краткий разговор, успешно проведённая экспресс-презентация всегда преследует одну цель – назначить дальнейшую серьёзную встречу.

Вы тоже хотите освоить этот жанр? Замечательно! Вот пять ценных рекомендаций.

1. Уверенное поведение. Успех любой презентации зависит от уверенного поведения оратора. Успех elevator speech – особенно! Когда вы произносите мало слов, невербальные сигналы начинают играть особую роль. Ведите себя уверенно.

2. Отбор идей. Постарайтесь вычленить важнейшие идеи и уместить их в двух или трёх, максимум – пяти предложениях. Краткость здесь не просто сестра таланта, она – мать успеха! Обычно идейный план бывает следующим: кто вы такой, что вы предлагаете, как вы это делаете, что обещаете на выходе, кому может быть интересно ваше предложение.

3. Мотивирующий язык. В краткой речи важен отбор средств. Вам нужно точно понимать, что замотивирует именно этого человека. Иногда для успешного проведения экспресс-презентации нужно очень долго готовиться, глубоко и всесторонне изучать «досье» вашего визави. У разных людей различные мотивационные стимулы. «Сам я люблю клубнику, но отправляясь на рыбалку, беру с собой червей», – говорил опытный оратор Марк Твен. И это при том, что в его времена ещё не было жанра elevator pitch!

4. Наглядность. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Так гласит народная мудрость. Будем мудрыми. Если у вас есть наглядный способ донести вашу идею – используйте его. Если нет – придумайте. В качестве наглядного материала может быть предмет, рисунок, фотография, график. Что-то одно. Времени на манипуляции с предметами у вас не будет.

5. Дикция. Делая презентацию в экспресс-стиле говорить придётся быстро. Негоже, если ваш заплетык начнёт языкаться в самый неподходящий момент. Мало что способно столь быстро уничтожить всякий интерес к собеседнику, как неразборчивая дикция. Речь должна быть отчётливой, способной легко усваиваться на слух. Поэтому заблаговременно потренируйтесь на скороговорках.

Используя данный подход, составьте свою экспресс-презентацию и попробуйте записать её на видео-камеру. Отсмотрите. Запишите снова. Обычно требуется 5-10 сессий, прежде, чем вам понравится результат.

И ещё. Экспресс-презентация – развивающийся жанр. Делая презентации, вы будете их совершенствовать, отбирать эффективно работающие приёмы. В особенности, приёмы, которые будут лучше работать у вас, чем у других. Каждый человек неповторим. Один и тот же приём может быть волшебной палочкой и бесполезным атрибутом. Всё зависит от обладателя. Вот почему мои рекомендации в статье имеют общий характер. А нюансы индивидуальны для каждого человека.

Удачных вам презентаций, и пусть лифт всегда поднимает вас к желанным высотам!